«Люкс-торпеда» — история скоростного рельсового автобуса
Добраться до пункта назначения в кратчайшие сроки, безопасно, да еще и с комфортом — разумное желание каждого из нас. С каждым годом, отправляясь в туристическую поездку или на деловые переговоры, мы выдвигаем всё большие требования к качеству поездки. Компания «А-Трансфер», специализирующаяся на пассажирских перевозках, предоставляет такую услугу, как аренда авто с водителем во Львове и полностью удовлетворяет все требования и желания клиента благодаря автопарку с широким спектром транспортных средств любого класса и под любые нужды.
К комфорту и растущим скоростям мы уже привыкли, но многие из нас удивятся, когда узнают, что к примеру, еще наши бабушки и дедушки путешествовали на скоростных автобусах. И такие транспортные средства по некоторым характеристикам дают фору даже современным автобусам. К примеру, быстрый фирменный поезд сегодня идет медленнее, чем ездили 80 лет назад. Заинтересовало? Тогда, обо всём по порядку.
Перенесёмся в далекий 1930 год. Место действия — Львов. Если точнее — Lwów, как значимая административная единица Польской республики в межвоенный период. Желая развить железнодорожные перевозки и поднять ветшавшую промышленность, Польское правительство обратило внимание на необычный вид транспорта — моторизованный рельсовый автобус.
Первый экземпляр этого чуда техники был собран в Австрии фирмой «Аustro-Daimler-Puch» в 1933 году. «Lux-torpeda» была так называемой "автомотрисой" — вагоном со встроенным двигателем внутреннего сгорания. Сама "торпеда" выглядела как гибрид автобуса и лимузина. "Ракетный" дизайн вагона был ультрасовременным как на 1930-е годы и когда автобус проходил мимо станции, он привлекал всеобщее внимание. Аэродинамическая форма и отсутствие паровоза и соответствующего столба дыма радикально отличали "торпеду" тогдашних поездов. Кстати, на сегодняшней «Укрзалізниці» такой транспорт классифицируется как отдельная единица и называется рельсовым автобусом.
Польское правительство, в качестве эксперимента, покупает один экземпляр такой мотрисы. Но даже самых первых испытаний хватило для того, чтобы заговорить о покупке лицензии на её изготовление. Результат — с 1936 года эти автомотрисы строились уже на польском заводе «Fablok». Разумеется, модель была адаптирована к местным потребностям, оснащалась более мощными дизельными двигателями, расположенными впереди кабины машиниста — по одному с каждой стороны. В этих автомотрисах диск колеса опирался на бандаж через пневмошины автомобильного образца. Это улучшало плавность хода и уменьшало динамические нагрузки на рельсы, что было важно при высоких скоростях движения. Модель получила официальное название «Pociąg Motorowo-Ekspresowy MtE», хотя все предпочитали куда более короткое и звучное — «Lux-torpeda».
А теперь о самом главном — о скоростях Люкс-торпед. Скорости действительно были нешуточные. Максимальная достигала 120 км/ч, но конструкционная в эксплуатации была установлена 115 км/час. В целом же скорость движения достигала 100-105 км/час. Средняя скорость при использовании автомотрис была значительно выше, чем у обычных паровозов. Так, скорый поезд на участке Львов-Красне преодолевал за час 75 км. А при использовании автомотрис средняя скорость на этих участках составляла 90 км/час. Быстрое движение обеспечивало и наличие двух кабин — в противоположных концах "торпеды". В каждом из них сидел машинист, который управлял "своим" двигателем.
Такая конструкция позволяла избегать длительного маневрирования на узловых станциях, когда автобус должен был двигаться в противоположную сторону. Не надо было отцеплять и перегонять локомотив. Кабины в обоих концах вагона соединялись световой и звуковой сигнализацией.
Первые "торпеды" объединяли Краков с модным курортом европейского уровня Закопане. В 1936 году поезд проехал это расстояние (150 км) за 2 часа и 18 минут — рекорд, не побитый до сих пор! Позже были открыты рейсы "Краков-Варшава", "Варшава-Катовице", "Варшава-Лодзь", "Львов-Закопане" и другие. На Галичине по состоянию на лето 1939 года "торпеды" обслуживали маршруты "Львов-Стрый-Дрогобыч-Борислав", "Львов-Галич-Станислав-Коломыя", "Львов-Красне-Золочев-Тернополь" и "Тернополь-Чертков-Залещики".
Принятая недавно классификация пассажирских поездов «Укрзалізниці» предусматривает, что быстрые экспрессы двигаются с маршрутной скоростью 70-90 км/ч, а обычные пассажирские и пригородные — 50-70 км/час. Расстояние в 195 км от Львова до Коломыи "Люкс-торпеда" проезжала за 2 часа и 10 минут. Современный поезд "Москва-София" проходит это же расстояние за 3 часа 25 минут, причем делает на одну остановку меньше. А пассажирский "Львов-Черновцы" тратит на эти же 195 км 6 часов и 52 минуты. Мы до сих пор не можем угнаться за автобусом из далёких 30-х!
За такую недосягаемую сегодня скорость пассажирам "торпед" приходилось платить — билет от Варшавы до Кракова стоил почти 40 злотых, в то время как средняя месячная зарплата в конце 1930-х составляла 100 злотых. В каждой автомотрисе было 48-52 места, все первого класса, что соответствует предлагаемым нами автобусам в аренду во Львове вместимостью до 57 человек. На фоне катастрофического состояния автомобильных дорог в межвоенной Польше "люкс-торпеда" была эталоном скорости, комфорта и шика.
К сожалению, Вторая мировая война стала концом этих железнодорожных автобусных экспрессов. Большинство "торпед" погибли под авиационными бомбами, уцелело только две машины на Краковском вокзале. Они использовались как поезда "Только для немцев" на линии в Закопане, а также как спецтранспорт для работников Генерал-губернаторства. Примерно в 1954 году обе "люкс-торпеды" были списаны на слом и до нашего времени не сохранились.
Одна из основных специализаций компании «А-Трансфер» на рынке транспортных услуг страны — организация пассажирских перевозок по Украине и зарубеж представительского, VIP классов, туристических и экскурсионных поездок. Для согласования даты заказа авто, уточнения цен и возможности трансфера в любую точку страны, перезвоните по одному из указанных на сайте телефонов:
+38 (099) 901-0091, +38 (067) 371-0091
Аренда автобуса во Львове с «А-Трансфер» — это легко, надежно и выгодно!
|